Наум Коржавин: ПЕСНЯ, КОТОРОЙ ТЫСЯЧА ЛЕТ - Жизнь - вкусная! [Галина Артеменко]

МОИ КНИГИ


Если вы хотите приобрести книгу с подписью, пишите мне в Facebook или Instagram


Украина

Россия и мир

Украина

Россия и мир

Украина

Россия и мир

Украина

Россия и мир

Украина

Россия и мир

Наум Коржавин: ПЕСНЯ, КОТОРОЙ ТЫСЯЧА ЛЕТ

21:37:00

Приятны такие стихи, которые заставляют дрожать внутри некоторые струнки...

ПЕСНЯ, КОТОРОЙ ТЫСЯЧА ЛЕТ
1958
Эта старинная песня,
Которая вечно нова.
Г. Гейне

Старинная песня.
Ей тысяча лет:
Он любит ее,
А она его - нет.

Столетья сменяются,
Вьюги метут,
Различными думами
Люди живут.

Но так же упрямо
Во все времена
Его почему-то
Не любит она.

А он - и страдает,
И очень влюблен...
Но только, позвольте,
Да кто ж это - он?

Кто? - Может быть, рыцарь,
А может, поэт,
Но факт, что она -
Его счастье и свет.

Что в ней он нашел
Озаренье свое,
Что страшно остаться
Ему без нее.

Но сделать не может
Он здесь ничего...
Кто ж эта она,
Что не любит его?

Она? - Совершенство.
К тому же она
Его на земле
Понимает одна.

Она всех других
И нежней и умней.
А он лучше всех
Это чувствует в ней...

Но все-таки, все-таки
Тысячу лет
Он любит ее,
А она его - нет.

И все же ей по сердцу
Больше другой -
Не столь одержимый,
Но все ж неплохой.

Хоть этот намного
Скучнее того
(Коль древняя песня
Не лжет про него).

Но песня все так же
Звучит и сейчас.
А я ведь о песне
Веду свой рассказ.

Признаться, я толком
И сам не пойму:
Ей по сердцу больше другой...
Почему?

Так глупо
Зачем выбирает она?
А может, не скука
Ей вовсе страшна?

А просто как люди
Ей хочется жить...
И холодно ей
Озареньем служить.

Быть может... не знаю.
Ведь я же не Бог.
Но в песне об этом
Ни слова. Молчок.

А может, и рыцарь
Вздыхать устает.
И сам наконец
От нее устает.

И тоже становится
Этим другим -
Не столь одержимым,
Но все ж неплохим.

И слышит в награду
Покорное: 'да'...
Не знаю. Про то
Не поют никогда.

Не знаю, как в песне,
А в жизни земной
И то и другое
Случалось со мной.

Так что ж мне обидно,
Что тысячу лет
Он любит ее,
А она его - нет?


Об авторе
Коржавин Наум Моисеевич (настоящее имя — Эммануил Мандель; 14 октября 1925, Киев, УССР) — русский поэт, прозаик, переводчик и драматург.

Родился в Киеве в еврейской семье. Учился в киевской школе. Перед самой войной был исключён из школы «из-за конфликта с директором». Рано увлёкшегося поэзией Коржавина, еще в Киеве заметил Николай Асеев, который затем рассказал о нём в московской литературной среде. В начале Великой Отечественной войны Коржавин эвакуировался из Киева. В армию не попал по причине сильной близорукости.

В 1944 году Наум Коржавин приехал в Москву и попытался поступить в Литературный институт им. А. М. Горького, куда однако попал лишь со второй попытки в 1945. Среди его соседей по комнате в общежитии были, в частности, Расул Гамзатов и Владимир Тендряков. Однако проучился Коржавин недолго, в конце 1947 он был арестован и 8 месяцев провел на Лубянке и институте им. Сербского, после чего был выслан как «социально опасный элемент». До 1951 находился в ссылке в сибирской деревне Чумаково, затем - в Караганде, где в 1953 окончил горный техникум и получил специальность штейгера.

В 1954 по амнистии вернулся в Москву. На жизнь зарабатывал переводами. В 1956 был реабилитирован и смог продолжить учебу в Литературном институте, который окончил в 1959. Изредка публиковал свои стихи в различных журналах. Первая значительная подборка стихов Коржавина появилась в 1961 в «Тарусских страницах» и привлекла внимание читателей. В 1963 году вышел сборник Коржавина «Годы», куда вошли стихи 1941—1961 годов. Начал пробовать силы и в драматургии. В 1967 году Театр им. К. С. Станиславского поставил пьесу Коржавина «Однажды в двадцатом».

Многие стихотворения поэта ходили в списках, издавались в Самиздате.

В 1966-67 Наум Коржавин участвовал в движении прогрессивной интеллигенции в защиту Даниэля и Синявского, затем Галанского и Гинзбурга. Эти обстоятельства привели к запрету на публикацию его произведений. В 1973, после допроса в прокуратуре, подал заявление на выезд из страны, объявив причину: «нехватка воздуха для жизни». Уезжает в США, в Бостон. Входит в редакцию «Континента». Много выступает в американских университетах, выпускает два сборника стихов - «Времена» (1976) и «Сплетения» (1981) вышли во Франкфурте-на-Майне (Германия).

Перу Коржавина принадлежат статьи и очерки - «Опыт поэтической биографии»(1968), «Судьба Ярослава Смелякова». В 1991 выходит его книга «Письмо в Москву» (стихи и поэмы); в 1992 - «Время дано» (стихи и поэмы).

В постперестроечную эпоху у Коржавина появилась возможность приезжать в Россию и проводить поэтические вечера. Первый раз он приехал в Москву по личному приглашению Булата Окуджавы во второй половине 1980-х годов. Первое место, где он тогда выступал, был Дом Кино. Коржавин читал стихи, отвечал на вопросы. Читал стихи по памяти, по книге он не мог читать из-за слабости зрения. Тогда из зала выходили известные актеры, пришедшие на встречу в качестве зрителей, и читали по его книге без подготовки, сразу, первое попавшееся стихотворение, на котором раскрывался сборник. Первым вышедшим без всякого приглашения из зала на сцену и вызвавшимся читать стихи был артист театра «Современник» Игорь Кваша, за ним стали подниматься другие.

Наум Коржавин — один из героев документального фильма «Они выбирали свободу» (RTVi, 2005).

Живет и работает Наум Коржавин в Бостоне, США.

You Might Also Like

0 коммент.